Моргенштерн И.Г.
|
ДИСЦИПЛИН В КОМПЬЮТЕРНО-СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
Кризис традиционной (рукописно-машинописно-полиграфической) информационной технологии, на которой базировались подготовка, хранение и использование библиографической информации, преодолевается освоением новой, компьютерной или, точнее, компьютерно-сетевой технологии (КСТ). Судя по содержанию современной отечественной учебной и учебно-методической библиографоведческой литературы, КСТ изучается преимущественно в плане ознакомления и даже упоминания. Реальное освоение КСТ является, как правило, прерогативой курса информатики. Можно выделить два реальных плана освоения КСТ в преподавании библиографоведческих дисциплин: содержания и применения. В плане содержания примерный состав знаний программируется по дисциплинам соответственно структуре учебного плана: Библиографоведение (Общий курс) – общее знание КСТ в библиографии, в том числе состава и структуры библиографической записи в формате МАРК, знание ресурсов локальных и сетевых ИПС, применение терминологии КСТ. В масштабе мировой библиографии – знание банков библиографических данных глобального значения, правил обмена библиографической информацией в международных сетях, структуры Интернет. Библиографическая деятельность библиотеки – знание состава библиографических БД (включая электронные каталоги) в библиотеках, умение создавать форматированные записи на различные виды документов, особенно на материалы в сериальных изданиях и непериодических полиизданиях, для библиографических БД, умение профессионально формировать запросы для поиска в библиографических БД. Отраслевые и комплексные дисциплины – знания по профилю дисциплины специфики технологии ведения библиографической БД и библиографического поиска в ней, умение использовать и формировать словари предметных рубрик и ключевых слов, вести интерактивный поиск. Курсы по выбору – в унисон с общим направлением освоения КСТ. В плане применения КСТ в образовательном процессе в результате реализации решений организационного характера преподаватели библиографоведческих дисциплин: 1) обретают необходимые для работы на ПК знания и умения (минимум: знание основ архитектуры компьютера и периферийного оборудования, программного обеспечения процессов создания, переработки, передачи машиночитаемой библиографической информации; умение на ПК создавать и редактировать тексты, особенно библиографические, вести информационный поиск); 2) перерабатывают программы и другую учебно-методическую документацию с целью отражения специфики применения КСТ и организации библиографических БД; 3) в лекциях знакомят студентов с ресурсами и реальным применением КСТ по профилю дисциплины; 4) разрабатывают и обеспечивают проведение лабораторных занятий по подготовке библиографических БД и библиографическому поиску. Специфика изучения библиографоведческих дисциплин показывает, что существующие библиографические БД по причине ограниченности содержания недостаточны для выработки умений и тем более навыков осуществления автоматизированных библиографических процессов. БД на СD-RОМ также малодоступны из-за высокой стоимости. Все это вызывает необходимость приобретения или самостоятельной подготовки учебных библиографических БД по профилю преподаваемых дисциплин. Эти БД при сравнительно небольшом объеме содержат варианты библиографических записей на все специфичные для профиля БД документы, справочники и словари предметных рубрик и/или ключевых слов для обеспечения типичных поисковых ситуаций. Длительность сосуществования технологий традиционной и компьютерно-сетевой обязывает в процессе преподавания не только демонстрировать их взаимосвязи, но и показывать возможности использования КСТ для оптимизации традиционных библиографических процессов. Необходимой составляющей преподавания КСТ в библиографической деятельности является также представление перспектив эволюции технических средств и программного обеспечения оптимизации библиографических процессов, реализации задач национального значения (создание «Сводного каталога русской книги», универсального ключа к распределенным источникам библиографического поиска и др.). |